Верроккио

Верроккио
, Андреа дель (Verrocchio, Andrea del) 1435, Флоренция — 1488, Венеция. Итальянский скульптор, одинаково успешно работавший в бронзе, мраморе, терракоте, монументальной скульптуре и малой пластике, один из выдающихся флорентийских живописцев эпохи Раннего Возрождения, во Флоренции возглавлял обширную мастерскую, которая была своеобразным учебным заведением. Здесь подростки учились рисовать с натуры, моделировать светотенью складки одежд, строить композиции и т. п. Именно в эту мастерскую в 1466 молодой флорентийский нотариус Пьеро да Винчи привел своего незаконнорожденного сына Леонардо. Творческая деятельность Верроккио связана преимущественно с Флоренцией (до 1483) и Венецией (1483—1488). В 1470-х работал также в Пистойе. В годы работы во Флоренции Верроккио выполнил целый ряд заказов правителей Флоренции — семьи Медичи. Сохранился составленный братом Верроккио — Томмазо — обширный список работ (по большей части утраченных), выполненных Верроккио для семьи Медичи. Одна из первых работ, упомянутых в этом списке, — большая мраморная раковина для омовения рук — Лавабо (ок. 1465—1470, Флоренция, церковь Сан Лоренцо, Старая сакристия). Предмет сугубо утилитарного назначения резец скульптора превратил в великолепное произведение искусства. Мраморную раковину украшают фигуры двух фантастических гарпий — женщин-змей с прекрасными, вдохновенными лицами и развевающимися волосами. Необычно решено и установленное в Старой сакристии надгробие Джованни и Пьеро Медичи (1469—1472) — одновременно массивный и изысканный по форме саркофаг из красно-лилового порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканфа. К числу самых значительных работ, выполненных по заказу Медичи, принадлежит бронзовая статуя Давида (1-я пол. 1470-х, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Работая над ней, Верроккио вступил в заочное соперничество с умершим в 1466 Донателло и его бронзовым Давидом. Задумчивости персонажа Донателло, мягкости и гармонии его облика, плавности линий тела Верроккио предпочел более острую экспрессию, юношеский задор, картинность позы. К числу монументальных скульптур Верроккио принадлежит эффектная группа Неверие Фомы, созданная для церкви флорентийских цехов Ор Сан Микеле, в украшении которой на разных этапах участвовали Донателло, Гиберти и другие мастера (ок. 1463—1480, Флоренция, церковь Ор Сан Микеле). В 1483 Верроккио получил предложение от властей Венеции воздвигнуть в этом городе конный памятник скончавшемуся незадолго до этого главнокомандующему сухопутными войсками Венеции Бартоломео Коллеони. Уроженец города Бергамо, входившего в состав венецианских владений, выходец из местной знати, Коллеони завещал похоронить себя на родине и ныне покоится в Бергамо, в родовой капелле Коллеони — одном из шедевров ломбардского зодчества. Но честолюбивый полководец завещал также воздвигнуть себе конный монумент в Венеции, на площади Сан Марко. Видимо, венецианские власти сочли это требование чрезмерным, и местом установки памятника была выбрана площадь Санти Джованни э Паоло. Верроккио не было суждено увидеть этот монумент законченным. Он скончался в Венеции в 1488, когда отливка монумента еще не началась. После смерти мастера отливкой памятника и его установкой на площади руководил его помощник Лоренцо ди Креди. Несомненно, Верроккио побывал в Падуе — ближайшем к Венеции городе на материке, и видел конный монумент Гаттамелаты работы Донателло. В решении статуи Коллеони, найденном Верроккио, есть некая скрытая полемика с Донателло. Спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккио предпочел агрессивное начало, легким антикизированным доспехам — тяжелые латы, непокрытой голове — великолепный тяжелый шлем, очертания которого подчеркивают грозную экспрессию лица, характерность энергичного, горбоносого профиля. Творчество Верроккио завершает историю флорентийской скульптуры XV в. В 1490-е, когда помощники Верроккио завершили работу над статуей Коллеони, во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело.
Лит.: Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. М., 1977. Т. 1—2; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIV—XV вв. М., 1987; Crutwell M. Verrocchio. London, 1904; Olaniscig L. Andrea del Verrocchio. Wien, 1941; Seymour Ch. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Верроккио" в других словарях:

  • ВЕРРОККИО Андреа — (Андреа дель Верроккьо, Verrocchio; наст. имя ди Микеле Чони, di Michele Cioni) (1435 или 1436 88), итальянский скульптор, живописец, ювелир. Представитель флорентинской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ… …   Энциклопедический словарь

  • Андреа дель Верроккио — …   Википедия

  • Креди, Лоренцо — Лоренцо ди Креди «Мадонна на престоле, с предстоящими ей святыми» Имя при рождении: Lorenzo di Credi Дата рождения: 1459 Дата смерти: 1537 …   Википедия

  • Лоренцо ди Креди — «Мадонна на престоле, с пре …   Википедия

  • Креди — Лоренцо ди Креди «Мадонна на престоле, с предстоящими ей святыми» Имя при рождении: Lorenzo di Credi Дата рождения: 1459 Дата смерти: 1537 …   Википедия

  • Креди Л. — Лоренцо ди Креди «Мадонна на престоле, с предстоящими ей святыми» Имя при рождении: Lorenzo di Credi Дата рождения: 1459 Дата смерти: 1537 …   Википедия

  • Креди Лоренцо — Лоренцо ди Креди «Мадонна на престоле, с предстоящими ей святыми» Имя при рождении: Lorenzo di Credi Дата рождения: 1459 Дата смерти: 1537 …   Википедия

  • Лоренцо Креди — Лоренцо ди Креди «Мадонна на престоле, с предстоящими ей святыми» Имя при рождении: Lorenzo di Credi Дата рождения: 1459 Дата смерти: 1537 …   Википедия

  • Леннрот — (Elias Lonnrot, 1802?84) ? выдающийся финский лингвист.Родился в крестьянской семье. С 1828 г., будучи еще студентом медиком,начал свои странствования по Финляндии, с целью собирания древних рун ипроизведений народной поэзии. В 1829?31 гг. вышел… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Креди — (Лоренцо di Credi, 1469 1537), прозванный, по отцу, Л. ди Андреа д Одериго итальянский живописец флорентинской школы, ученик сперва своего отца (золотых дел мастера), а потом Андреа дель Верроккио, развившийся окончательно под влиянием своего… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»